Gallery KinoGallery KINO Logotype
9 - 18 октября 2013 года

Юрий ЛАРИН


акварель/живопись



Вернисаж для прессы и гостей 8 октября (вторник) в 18.00

«Я понял, что в борьбе изобразительного (сюжетно-литературного) начала с началом музыкальным (цветопластическим, абстрактным) возникает новое качество, возникает тогда, когда гармония и пластика сливаются в необъяснимое единство, на пределе борьбы, когда один шаг остался до того, чтобы работа сделалась вполне абстрактной. Это качество, по-моему, и есть живопись»
Юрий ЛАРИН

В галерее «КИНО» проходит очередная персональная выставка известного московского художника Юрия Ларина.

На выставке будут представлены более 40 работ разных лет.

Выставка приурочена к публикации большой монографии о творчестве художника. Издание подготовлено на базе журнала «Наше наследие».

Если задаться вопросом, что это за явление – «художник Юрий Ларин», то, отвечая кратко, можно сказать – «художник планеты Земля». Я бы имел при этом в виду не только результаты его особенного мировидения, запечатленного в живописи, но и некую воображаемую эмблему всей его человеческой судьбы.
Александр Рюмин «Природа, мир, тайник вселенной…»
Портрет художника на фоне пейзажа

…Юрий Ларин говорит об искусстве и о мире языком живописи, предлагая зрителю внимательно вслушаться в звуки пластической речи при желании вступить в этот завораживающий диалог…

…Интересно, что работая в жанре портрета как такового, художник, по его словам, не стремится специально и подробно передать внешнее сходство с моделью. Тем не менее, все его модели абсолютно узнаваемы: пока художник прослеживает и устанавливает связь пластики портретируемого с его внутренним миром, внешняя адекватность образа как бы формируется сама собой…
Ольга Яблонская «Строитель живописной формы»

...Искусство Ларина раскрывается не сразу: оно негромко, замкнуто и подчеркнуто неэмоционально. Его безлюдные пейзажи, погруженные в тишину и одиночество, приглашают к молчаливому меланхолическому созерцанию; эта природа как бы не требует зрительского соучастия...

...это... квинтэссенция действительной атмосферы, обнаруживающая достоверность не столько видения, сколько духовного и интеллектуального понимания натурного вида.

...для Ларина искусство... есть способ сокрытия себя, способ защиты своего «я». Диалог художника с природой выглядит как монолог самой природы - эстетически организованной, - но чувство автора спрятано за абсолютностью этой организации. ... кроме темы чисто пейзажной, здесь есть и тема художнической рефлексии, и тема самого искусства как механизма творческого преображения натуры, как способа гармонизации мира.

...Отбрасывая детали, идя на смелые пластические деформации, Ларин обнажает «душу» ландшафтного вида. Воздушность и материальность, зыбкость и весомость ... сталкиваются в листе, образуя сложную полифонию и сложный образ природы...
Г. Ельшевская. Журнал «Советская графика», №9, 1985

В работах художника чувствуется борьба между литературностью и «цветопластикой» - двух исходных, в обнажении которых Ларин видит сущность своего творческого метода. Лишь «предельное состояние», в котором открывается искомое равновесие между этими двумя началами, представляется автору единственно возможным... Морально-нравственный аспект мировоззрения осознается Лариным подчеркнуто обостренно. Вновь и вновь художник переживает натуру, добиваясь того «чувства меры», которая и есть суть художественного образа. Такая творческая программа ориентирована на выражение своей позиции, и при этом важна вера в себя, доверие к себе, как «эксперту» собственного искусства...
Елена Юренева. Журнал «Творчество», №9, 1989

...Именно ощущение музыкальности хранит память о первой встрече с искусством художника.

...всей своей работой Юрий Николаевич Ларин стремится к постижению души феномена живописи, к созданию чистой живописи во всех смыслах этого слова.
Май Митурич. Из неопубликованного

... Его акварели и живописные работы, весьма различные по настроению, звучат негромко. Это не игра под сурдинку, не нарочито приглушенная тональность, а такой голос. Мастер его никогда не форсирует, как бы приглашая настроиться на свою волну. Не каждый испытывает к этому охоту. Но тех, кто способен вслушаться в спокойную музыку ларинских произведений, ждет встреча с добрым, светлым, проникновенным искусством...
Александр Каменский. Из неопубликованного

... Юрий Ларин подтвердил свою принадлежность к наследникам культуры, опиравшейся на пространственно-пластические принципы, восходящие к творчеству Сезанна. Разумеется, он не является «сезаннистом»... Вообще его взаимодействие с богатствами классического живописного наследия не имеет адресов...

...Юрий Ларин никогда не пишет своих работ с натуры. Природа, человек, натюрморт дают ему творческий импульс. Но главное для него - это процесс возникновения живописной композиции, когда борьба с предметностью изображения корректируется необходимостью не потерять предмет, не увлечься своевольной игрой с цветом и остановиться там, где «конфликт изобразительности и музыкальности» разрешается в пользу их баланса…
Елена Мурина. Журнал «Наше наследие», №31, 1994

…Ларин – аналитик, поставивший целью создать художественную реконструкцию реальности на пересечении знания и творческой интуиции… …Свой принцип трансформации природных мотивов Ларин назвал "живописью предельных состояний, когда под кистью уже не натура, но еще не абстракция".
Ирина Арская. В альманахе "Рисунок и акварель в России. ХХ век"

…Наверное, не будет преувеличением сказать, что Ларин воспринимается многими как «художник для художников», то есть в качестве автора, способного дать внутреннюю опору другим живописцам. Это свойство присуще единицам.
Велимир Мойст

…Личный метод Юрия Ларина можно назвать драматическим, хотя в работах этот драматизм почти не ощущается. Чтобы появилась гармония — именно гармония, а не ее внешнее, общепринятое подобие, — нужно позволить разным живописным началам повоевать друг с другом. Пластика должна побороться с сюжетом, цвет - с контуром, предмет — с отвлеченностью…
Дмитрий Смолев. Журнал «Новая Юность» №1(76), 2007 - Художник Ларин и музыка сфер

Юрий ЛАРИН

8.05.1936 - родился в Москве в семье видного государственного деятеля Николая Ивановича Бухарина и Анны Михайловны Лариной
1938 - 1946 - после ареста родителей воспитывался в семье родственников – Бориса Израилевича и Иды Григорьевны Гусман
1946 - после ареста Б.И.Гусмана с десятилетнего возраста воспитывался в детском доме под Сталинградом (Волгоград); уже с детства проявилась унаследованная от отца склонность к рисованию (известно, что Н.И.Бухарин был одаренным художником-любителем)
1956 - в возрасте двадцати лет, когда А.М.Ларина вернулась из сталинских лагерей, впервые узнал имя своего отца - Н.И.Бухарина
1958 - окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, куда поступил под влиянием приемного отца - Б.И.Гусмана
1958-1960 - работал инженером-гидротехником на строительстве Саратовской ГЭС и в проектных организациях; перенес туберкулез
1960 - вместе с матерью А.М.Лариной получил разрешение вернуться в Москву; начал заниматься в Заочном народном университете искусств им. Н.К.Крупской на факультете рисунка и живописи (педагог А.С.Трофимов)
1965-1970 - Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), вечерний факультет художественного конструирования (промышленный дизайн), учителя - профессор И.В.Ламцов, профессор Г.М.Людвиг, доцент В.Л.Пашковский; тема дипломной работы – «Земснаряд»; начинает работать как профессиональный художник
1970-1986 - преподает в Московском художественном училище памяти 1905 г.; здесь начинается долгая творческая дружба с В.А.Волковым, сыном выдающегося советского художника А.Н.Волкова. Женится. Жена – Инга Яковлевна Баллод, архитектор по образованию, писатель и журналист
1970-1974 - работает с натуры над пейзажами (акварель и масло). Работа ведется в традиционно-реалистическом направлении, основная задача – как можно точнее передать различные состояния природы («пейзажи состояния»)
1972 - рождается сын Николай
с 1972 - участвует в московских, российских и всесоюзных выставках
2-я половина 70-х - пишет портреты, натюрморты, натуру, продолжая писать пейзажи
1974 - творческая поездка на Кубань в составе выездной группы Союза художников РСФСР, создание акварельных пейзажей местной природы, которые положили начало циклу «Кавказ»; все более упорно работает над созданием собственного формального языка (см. письмо Ю.Ларина В.Страда)
1975 - первая поездка в Дом творчества Союза художников «Горячий Ключ» (Краснодарский край), создание новых акварелей кавказского цикла
1976 - конец натурного периода. Для творческого развития художника переломным этапом стала работа в подмосковном Доме творчества «Челюскинская». С этого времени пейзажи, а также портреты и натюрморты пишет по памяти. Используя в работе лишь небольшие карандашные наброски, сделанные с натуры. Длительные прогулки в окрестностях Челюскинской, поездки в Абрамцево, на Клязьму дали мощный толчок развитию серии подмосковных пейзажей
1977 - вступление в МОСХ СССР
- «Акварели Ю.Б.Ларина – это мир искренних взаимоотношений художника и природы. Сюжеты его работ чрезвычайно просты, бесхитростны, но за ними встает своя концепция видения: живая природа организуется глазами художника в цельные массы светоцветового пространства, создания человека – корабли, краны, мосты -, напротив, приобретают мягкий, добрый вид; растворенные в среде, они становятся частью целого, поэтически современного и художественно убедительного образа» (В.А.Волков. Из рекомендации, данной в 1975 г. Ю.Ларину для вступления в члены МОСХ)
- «Юрий Борисович Ларин представляется мне серьезным и глубоким художником, … зрелым мастером. Его акварели свидетельствуют о колористической одаренности, высокой культуре и понимании материала» (М.П.Митурич. Из рекомендации, данной в 1975 г. Ю.Ларину для вступления в члены МОСХ)
1977 - руководит группой молодых московских художников в творческой командировке в Ольский район Магаданской области; создает серию пейзажей магаданской природы
1980 - в письме Витторио Страде окончательно обосновывает теоретическую часть своего художественного метода, впоследствии названного им самим концепцией предельного состояния
конец 1970-х - начало 1980-х - четыре года посвятил переводу основных глав книги профессора Принстонского университета С.Коэна о Н.И.Бухарине. Переводить ему помогал Е.А.Гнедин, для чего они встречались каждый четверг. Впоследствии, при издании русского варианта книги в США ее переводчики Ю.Ларин и Е.Гнедин были указаны под псевдонимом Е. и Ю.Четверговы. Евгений Александрович Гнедин, выдающийся советский дипломат, сотрудник М.М.Литвинова, умер в 1983 году. Ю.Ларин считает его одним из замечательнейших людей ХХ века.
- знакомится с известным московским коллекционером Я.Е.Рубинштейном, который приобретает у художника шесть работ (масло и акварели)
1980 - создает цикл акварелей зимнего Подмосковья, часть из которых будет приобретена Я.Е.Рубинштейном и Русским музеем. В.Волков отметил в работах «новое отношение к свету».
1981-1982 - вновь работает в Доме творчества «Горячий Ключ». В результате кавказская серия пополняется первыми работами маслом. Длительное общение с природой Кавказа оказало большое влияние на творческое развитие художника
1982 - первая персональная выставка в Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой (совместно с Е.Н.Кравченко). Представлены, главным образом, пейзажи последнего десятилетия, написанные в средней полосе России, Краснодарском и Магаданском краях. Выставка и состоявшееся после нее обсуждение «открыли» Ю.Ларина. Знакомство и длительная дружба с тогдашним послом Италии в СССР Джованни Мильуоло
1979-1985 - в течение нескольких лет во время летнего отдыха работает в Прибалтике. Создает циклы графических акварелей на немецком картоне - пейзажи на конструктивной основе, значительно отличающиеся от московского и кавказского циклов
1983 - поездка в Армению с близким другом историком Ю.М.Гарушьянцем, результатом которой явилось создание тридцати акварельных листов, продолжающих кавказскую серию
1985 - в альманахе «Советская графика» появляется первая обстоятельная публикация об акварелях художника, написанная Г.Ельшевской
- перенес нейрохирургическую операцию; последствием стала утрата силы и сноровки в правой руке
1987 - первая персональная выставка за рубежом: выставка акварелей в галерее Books&Company Art, Нью-Йорк, США. С этого времени участвует в различных зарубежных выставках
- смерть жены Инги Баллод
1988 – реабилитация Н.И.Бухарина, после чего Юрий Ларин смог поменять отчество «Борисович» на «Николаевич»
1989 - персональная выставка в Центральном доме художника на Крымском валу. Выставлено более двухсот акварелей и работ маслом, показаны серии «Подмосковье», «Кавказ», «Прибалтика», «Армения»
- женится. Жена - Ольга Арсеньевна Максакова, врач, ведущий научный сотрудник Института нейрохирургии им. Бурденко
1991 - поездка с женой Ольгой в Абхазию, продолжение работы над циклом «Кавказ»
1992-1993 - стипендиат Фонда Генриха Белля (Германия). Летом 1992 г. около трех месяцев провел на даче Г.Белля в местечке Лангебройх (Эйфель, Германия). Результатом стало создание серии пейзажей Эйфеля из шести холстов и более сорока акварелей
1993 - из откликов в прессе на персональную выставку в редакции журнала «Наше наследие»: «Его (Ю.Ларина) взаимодействие с богатствами классического живописного наследия не имеет адресов. Но… его связь с открытиями Сезанна становится очевидной» (Е.Мурина). «Не стала бы ни с кем сравнивать живопись Юрия Ларина, о нем уже сказано «стилистически одинок». Это остается так и сегодня…» (Н.Исмаилова)
1994 - для оформления бывшего кабинета Н.И.Бухарина передает в дар газете «Известия» работу «Река Воря» (в последние годы жизни Н.И.Бухарин был главным редактором «Известий»). «Река Воря» … «кратчайшим путем выражает драматизм моих чувств» (Ю.Ларин)
1994-1996 - дважды ездил по приглашению Микелы Сандини в Италию с женой Ольгой, где были созданы акварели итальянской серии. Они основаны на непосредственных натурных впечатлениях, но как всегда у Ю.Ларина не прямо с натуры, а по памяти. Пейзажи маслом, составившие «Итальянский цикл», писались уже в Москве, в мастерской. В 1997г. «Итальянскому циклу» Ю.Ларина будет посвящена персональная выставка в Государственном институте искусствознания.
1997 - осенью проводит месяц в поселке Орджоникидзе под Феодосией. Пишет акварели на белой бумаге. Позже в мастерской делает серию масляных работ. Тогда же появляются первые пейзажи с человеческими фигурами - работы маслом «Купание в Кратовском озере» и «Дачный вечер»
1998 - награжден Дипломом Академии художеств за ценный вклад в развитие отечественного искусства.
- нейрохирург, академик А.Н.Коновалов повторно оперирует художника.
- осенью под Звенигородом продолжает акварельную серию русских пейзажей
1999 - поездка в Гагры (Абхазия). Продолжает работу над кавказским циклом. Создана акварельная серия, в мастерской продолжалась работа маслом
2000 - летом живет на даче в Кратово, продолжает работу над «Дачным циклом»;
- осень - поездка в Италию, Басано-на-Тибре (под Римом). Создает серию акварельных работ, продолжающих итальянский цикл; зимой по впечатлениям создает такие работы маслом, как «Большая олива», «Дом Альваро», «Воздушный город»
2001 - поездка в г.Созополь (Болгария). Создает акварельную серию болгарских пейзажей. Зимой пишет ряд холстов, посвященных Созополю
2002 -выставка в Болгарском культурном центре; награждается почетной грамотой и памятной медалью министерства культуры Болгарии.
- присуждена Серебряная медаль Академии художеств
- поездка на Куршскую косу (Нида, Литва). Возвращается к прибалтийской тематике; создает акварельную серию пейзажей Неринги
2003 - весной совершает кратковременную поездку в Солотчу (Рязанская область); создает небольшой акварельный цикл, а затем в мастерской пишет несколько масляных работ
- летом продолжает работу на даче в Кратово; пишет пейзажи и композиции с человеческими фигурами
- раннюю осень художник с женой Ольгой проводит в маленьком каталонском городке Сан-Поль де-Мар; совершает поездку в Барселону, знакомится с ее музеями; по сделанным в Каталонии наброскам создает живописный цикл, посвященный пейзажам Сан-Поль де Мара.
2004-2010 – возобновляет работу над прибалтийскими мотивами, во время летних поездок в Ниду создает серию акварелей и гуашей, посвященных Неринге; зимой продолжает эту работу в технике масляной живописи на основе летних набросков. Летом 2006 г. тяжело заболевает, теряет возможность ходить на большие расстояния. Летом 2007г. - поездка в Светлогорск. По возвращении в новой мастерской пишет несколько холстов, посвященных Светлогорску, портреты, натюрморты.
2011 - июнь проводит под Звенигородом, создает цикл графических работ в смешанной технике.
- июль-сентябрь - большая персональная выставка в Хлебном доме музея-заповедника "Царицыно".
- сентябрь-ноябрь - выставка "Прозрачность воздуха" в доме-музее Павла Кузнецова (Саратов), где представлены более сорока акварелей из собрания художника и пять работ маслом из коллекции Саратовского художественного музея им.Радищева. Из-за ухудшения здоровья Ю.Н.Ларин не смог быть на этой выставке. Зимой работает дома, пишет маслом на картоне.
2012 - май - вновь переносит нейрохирургическую операцию.
- лето проводит в дачном поселке Малаховка под Москвой, несмотря на нездоровье и практическую невозможность ходить, много работает.
Делает около 30 графических работ в смешанной технике.
- осень работает дома, пишет несколько холстов, создает серию "Цветы" на грунтованном картоне.

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ:

1981 - 6-я Всесоюзная выставка акварели. Москва
1982 - персональная выставка в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой (совместно с Е.Кравченко), Москва
1985 - Всероссийская выставка акварели и рисунка, Ленинград
1987 - 8-я Всесоюзная выставка акварели, Москва
- персональная выставка акварелей, галерея «Books&Company Art», Нью-Йорк, США
1989 - персональная выставка, ЦДХ, Москва
- 13 Биеннале стран Балтийского региона в Ростоке, Германия
- персональная выставка русских и немецких пейзажей, Дюрен, Германия
1992 - выставка русской графики. Галерея «Raissa», Эрфурт, Германия
1993 - персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие», Российский фонд культуры, Москва
1994 - персональная выставка акварелей, галерея «Искусство ХХ века», Бонн, Германия
1996 - персональная выставка портретов и пейзажей, московское отделение Всемирного Банка
- персональная выставка «Из итальянского цикла», государственный институт искусствознания, Москва
1997 - выставка «Русское искусство второй половины ХХ века. Гармония контрастов», Академия художеств РФ, Москва
- персональная выставка «Времена года Юрия Ларина. Из русского цикла», московский государственный музей Вадима Сидура
1998 - выставка новых поступлений и авторских подарков, Ново-Иерусалимский историко-архитектурный и художественный музей, Истра, Московская область
- выставка «Образ и преображение в искусстве», министерство культуры РФ, Российский фонд культуры, Москва
2000 - персональная выставка «Немецкие пейзажи глазами русского художника», галерея «Юнге», Дортмунд, Германия
- выставка «Восток и Запад», Ново-Иерусалимский историко-архитектурный и художественный музей, Истра. Московская область
2001 - выставка, посвященная обнаженной натуре, галерея на Песчаной, Москва
2002 - персональная выставка «Юрий Ларин. Работы разных лет», болгарский культурный центр, арт-студия «TAGRY», Москва
2004 - персональная выставка «ЮРИЙ ЛАРИН. Гармония и пластика», Саратовский государственный художественный музей им.А.Н.Радищева
2006 - персональная выставка «Сан-Поль-де-Мар», редакция журнала «Наше наследие», Москва
2011 - персональная выставка «Гармония и пластика, творчество художника Юрия Ларина», музей-заповедник "Царицыно", Москва
- персональная выставка "Прозрачность воздуха", дом-музей Павла Кузнецова, Саратов

Живопись Юрия Ларина представлена в собраниях многих музеев, в том числе, в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и в Саратовском государственном музее им. А.Н.Радищева, а также в частных коллекциях, как в России, так и за рубежом – в США, Германии, Италии, Франции и Болгарии.

Куратор выставки: Елена Юренева





РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ

АДРЕС ГАЛЕРЕИ



Россия, г. Москва, 121069, улица Малая Молчановка, дом 8, строение 2
Выставка открыта ежедневно с 12 до 19 часов, выходные: воскресенье и понедельник
Телефон: +7-495-691-91-15






< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРОЕКТОВ 2013 ГОДА