История

Проекты

Художники

Галерея

Контакты
12 - 21 октября 2005 года



живопись/фотография/скульптура/фарфор



Становление Л. Борисова во второй половине 1970-х проходило на фоне двух явлений московского (именно московского - здесь молодой ленинградский художник встречал большее понимание) искусства. Первое связано с ранним увлечением Малевичем московских живописцев - В. Немухина, Э. Штейнберга - артикулировавших тогда геометрические аспекты его наследия в качестве "символов и эмблематов". Второе - с деятельностью группы "Движение", члены которой, воспринявшие различные версии геометрической абстракции (вплоть до поп-арта), развили их в трехмерном пространстве и обогатили полученные в результате объекты элементами "технического" - от четко выверенной модульности до кинетизма.

Знакомство с мощной западной традицией геометрической абстракции, пронизывающей огромный пласт явлений - Hard - Edge Painting, конкретное искусство, минимализм, систематическую абстракцию, Neo - Geo и т. д. - было несистематичным и существенно на Борисова не повлияло. Это выпадение из временной последовательности развития общего художественного процесса, в данном случае не маргинальность, а, скорее, качества поэтики. Отсутствие редукции к хрестоматийным западным течениям 70-80-х по-своему обаятельно. Оно дает элемент самостоятельности, чрезвычайно редкий в этой традиции (как правило, она маркируется двумя-тремя лидерами, предлагающими новую грань концепции остальные идут в кильватере и пополняют ряды респектабельных коммерческих художников).

Борисов делает все "как бы в первый раз". Приходит к необходимости освободиться от всякого рода положенных и внеположенных искусству напластований: не только "живописности", декоративности и пр., но и символичности, знаковое(tm). Открывает для себя малоисследованную в геометрической абстракции область симметрии, зеркальности, исследует диалектику веса и объема, постепенно переходя к реальной (неизображенной) трехмерности, коллажируя на картинную плоскость натуральные предметы, а затем, полностью переходя к объектам.

"Композиция" (1995 г.) является характернейшим примером в сегодняшней арт-практике Борисова, в которой хочется подчеркнуть элемент "своего ума": самодостаточности, самостоятельности, самодельности (то есть сделанности "на себя" и "по себе", пусть за счет технологичности реализации). За его геометрическими композициями нет математических выкладок, как у Ричарда Пауля Лаше, его трехмерные объекты не опираются, как у Макса Билла, на аэродинамические расчеты, в его приколоченных гвоздями друг к другу ящиках-объемах нет технологичности Дональда Джадда. Но это его геометрия, его объемы, его шероховатость, неправильность, наивность. В силу конкретных историко-культурных обстоятельств российский художник не плывет по течению традиции, а выгребает сам. Опирается не на написанные уже компьютерные программы, а "на хищный глазомер простого столяра". Преодолевает то, что можно было "пройти", взять готовым. Зато и энергия преодоления, сэкономленная бы при более благополучном и отрефлексированном пути, сообщает вещам Борисова тот элемент самостоятельности, который в геометрической традиции так ценим.

А. Боровский


Журнал Искусство 2005 г., №2






< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРОЕКТОВ 2005 ГОДА

Все права защищены © Галерея КИНО, 1996-2017. При использовании материалов с сайта - ссылка на сайт обязательна.

Дурень (А. Петров)

И. Акимов

Д. Алексеев

А. Аносова

Т. Баданина

Ю. Безруков

А. Бирштейн

А. Бисти

Б. Бланк

А. Бобрусов

Л. Борисов

В. Брайнин

А. Ваулин

А. Власов

Н. Гайдук

Т. Данильянц

Г. Доленджашвили

Л. Есакия

А. Есипов

М. Жерядина

А. Зверев

А. Казаченко

О. Кандауров

Т. Карамышева

А. Коваленкова

А. Колкутин

А. Косенков

А. Лохов

И. Лубенников

Г. Луцкая

С. Максютин

Л. Мастеркова

А. Овчинников

И. Орентлихерман

Н. ПОНИ

С. Пономарев

Л. Попенко

О. Резанова

Л. Ржевская

Е. Рожкова

М. Рябова

М. Светланов

П. Слуцкий

И. Суриков

А. Тагути

Л. Телегина

В. Титов

К. Уварова

И. Усманов

С. Устинов

К. Филиппова

К. Фоминых

А. Фонвизин

Н. Хлебцевич

Е. Ципулин

А. Черная

Т. Чернова

С. Чесноков

С. Шутов

В. Яковлев