Gallery KinoGallery KINO Logotype
19 - 28 мая 2010 года

Антон ЧИРКОВ


живопись/графика



Вернисаж для прессы и гостей – 18 мая (вт) в 18.00

Выставка «Круг Чиркова» имеет целью показать живописные работы художника Антона Николаевича Чиркова, педагога Училища памяти 1905 года и его учеников: Дмитрия Краснопевцева, Юрия Васильева, Бориса Свешникова, - ставших впоследствии известными мастерами нонконформизма, а также Виктора Кузнецова и Дмитрия Чиркова, замечательных художников-колористов, не получивших широкой известности при жизни, несмотря на яркий самобытный талант. Некоторые работы зритель увидит впервые.

Имя Антона Николаевича Чиркова прозвучало в стенах галереи «КИНО» не так давно в контексте выставки ранней графики Дмитрия Краснопевцева из собрания Наталии Опалевой, а также на страницах каталога, выпущенного к этому проекту. Именно тогда внучка Антона Чиркова, Елена, и дочь Юрия Васильева, Василиса, решили показать работы учителя и его наиболее талантливых учеников. Так был задуман проект «Круг Чиркова».

Несколько слов об Антоне Николаевиче Чиркове. Родился 22 февраля (7 марта) 1902 года в селе Напольный Вьяс Пензенской губернии. В 1921 году окончил Пензенское художественное училище, а в 1922 году поступил и в 1927-ом закончил ВХУТЕМАС. Профессора Осмеркин и Машков отмечали его выдающиеся способности. Натюрморт «Хлебы», написанный Чирковым в 1924 году одновременно с профессором Машковым, маэстро признал лучшим, чем свой и поставил наивысшую оценку в 100 баллов. В 1925 году эта работа побывала на Всемирной выставке в Париже. Такой же уровень мастерства студент Чирков продемонстрировал в мастерских Осмеркина («Кухонный натюрморт») и Кончаловского («Обнаженная»). Работай он и дальше в такой манере, художник безусловно стал бы успешным и добился бы официального признания.

Но... В 1928 году Чирков смело уходит от этого благополучного стиля, получившего впоследствии название «русский сезаннизм» и задумывает форматное полотно «1917 год», изображающее с поразительным сарказмом разгром винокуренного завода в г.Пензе местными жителями. Таким было у художника восприятие революции. Это, конечно, был вызов социалистическому обществу. А попытка показать картину на выставке в ДК «Серп и молот» в 1937 (!) году едва не стоила художнику жизни. Полотно сняли в первый же день работы выставки, и только заступничество за бывшего студента таких мэтров живописи как Машков и Кончаловский спасло от неминуемой беды.

В 1930 году Антон Николаевич начинает педагогическую деятельность в Училище памяти 1905 года. Ученики его боготворят, но начальство не жалует за нетрадиционный подход к преподаванию, который «противоречит коммунистическому воспитанию», критикует даже за безыдейность постановок натюрмортов. Чирков терпит нападки и со стороны коллег, но фанатическая преданность искусству не позволяет ему разменивать талант в дрязгах и суете. Он трудится над своими полотнами, как одержимый, зачастую откладывая кисть далеко заполночь. Пишет в основном для себя, хотя жизнь заставляет иногда обращаться к заказам. Однако, не получалось у него писать «чего изволите». Вот один из примеров: летом 31-го года Чиркова направляют по контрактации в Мурманск на рыбный промысел, откуда предстояло привезти 2 живописных работы на темы соц. строительства и обороны СССР. – Художник привозит полотно... - «Северная Венера». Комиссия, конечно, раскритиковала картину и командировочные постановила вернуть.

Положение художника усугублялось еще и тем, что он был истинно верующим, - с середины 30-х религиозная тема становится ведущей в его творчестве. В работе «Декабристы» главным персонажем он делает священника. Комиссия согласна принять работу при условии, что изображения «классового врага» на картине не будет. Но художник наотрез отказывается это сделать и уничтожает полотно. Больше он никогда не обращается к заказам.

Как ни парадоксально, но с началом войны у Чиркова связан наиболее плодотворный период в творчестве и преподавании. В период с 1941 по 1946 годы он создал лучшие свои работы, открыто обратившись к духовной теме: «Автопортрет со свечой», «Автопортрет с Евангелием», «Калики перехожие», «Иордань». В то же время Антон Николаевич пишет целую серию глубоко философских картин «Вакх», «Красное знамя», «Совет», «Голова и раковины», «Индюк» и др., в которых мастер с поразительной экспрессией показывает свое отношение к действительности. С несколькими студентами устанавливаются особо доверительные отношения, Чирков приглашает их к себе в мастерскую, демонстрирует свое творчество. Ребята потрясены увиденным. Ведутся откровенные беседы, которые открывают им глаза на жизнь, на искусство. Одержимость творчеством входит в их плоть и кровь. И каждый выбирает путь, пройденный учителем, - путь самостояния в искусстве.

Сохранились живые свидетельства - воспоминания близких учеников А.Н.Чиркова. Вот некоторые из них:

«Вся моя жизнь прошла под знаком особой благодарности моему первому учителю, который на многое открыл мне глаза, научил любить искусство, понимать его. Да и сам Антон Николаевич - как вечный укор и пример самого чистого, самоотверженного служения искусству. Особенно это проявилось, на мой взгляд, в самые тяжелые годы, во время учебы в войну, когда в нетопленом училище, откуда разбежались все директора, а мы с упорством занимались. В пальто, в перчатках, полуголодные, но писали! Антон Николаевич обладал удивительным даром, он умел вдохновлять, зажигать, открывать нам глаза на жизнь, на искусство, забывая обо всем. Мы работали целыми днями, не обращая внимания на тревоги, бомбежки и прочие трудности.

Учились мало, мы творили, и, конечно, такое творчество, такая преждевременная ставка на талант, чувство - все это было на песке. Не задумываясь ранее над этим, сейчас вижу, что он был прав. Учебы и не могло быть, для этого нужна более подходящая обстановка. А вот заронить чувство искусства, заложить такое, о чем я с тех пор ни от кого не слышал - это было не мало, это помогало жить, это было так здорово, что голодные и трудные годы вспоминаются как чуть ли не самое светлое в жизни».

Дмитрий Краснопевцев.

«Еще перед войной наш курс был особенным. Мы были так сплочены, что всем казалось - это были родные люди, а не студенты и учитель. Чирков отдавал нам все, что у него было. Тайн не было, были только бесконечные общения, которые потом превратились в откровения. Нам всем хотелось пройти тот же путь, что прошел он. Но сначала мы должны были выпрямить души, возлюбить родную землю, ее культуру, тогда это позволит возлюбить всю землю, всю культуру, накопленную человечеством…

… 1941-ый год. Война, голод, а у Чиркова работа идет полным ходом. Энтузиазм, с которым мы работали во время войны, был невиданным. Училище было повреждено бомбежкой, не топили, акварель замерзала на листе, не ложась, но мы работали, как безумные. Вся работа была творческая, не учебная. Писали свободные композиции, натюрморты и разные фантазии. Разрешалось Антоном Николаевичем все – только пошлость была под запретом. Мы это хорошо усвоили и все стремились к возвышенному. Занятий как таковых не было. Были встречи, на которых мы обсуждали принесенные из дома работы. Было радостно получить похвалу, на которую рассчитывать было почти невозможно».

Юрий Васильев.

Дмитрий Михайлович КРАСНОПЕВЦЕВ (08.06.1925-28.02.1995)

1942 - Московское художественное училище памяти 1905 года. Ведущий преподаватель А.Н.Чирков
1943-45 - служба в армии на Дальнем Востоке
1946 - окончание Московского художественного училища памяти 1905 года.
1949-55 - Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Ведущий преподаватель М. Добров
с 1956 - участник художественных выставок в СССР и за рубежом
1962,1975 - первые персональные выставки на квартире С. Рихтера
1990 - персональная выставка в Нью-Йорке
1992 - персональные выставки в ЦДХ и ГМИИ им. Пушкина (Москва)

Юрий Васильевич ВАСИЛЬЕВ (07.04.1925-29.10.1990)

1940-42 - Московское художественное училище памяти 1905 года. Ведущий преподаватель А.Н.Чирков
1942-43 - Авиационное военное училище, г.Иркутстк
1943-45 - участник ВОВ
1945-47 - Московское художественное училище памяти 1905 года. Театральный факультет. Преподаватель В. Шестаков
1947-48 - МИПиДИ
1948-53 - Московский художественный институт им. Сурикова. Живописный факультет
1954 - член Союза Художников
1948-88 - участник групповых художественных выставок в России и за рубежом
1978 - единственная персональная прижизненная выставка Ю.В. Васильева в Японии, Йокогама

Борис Петрович СВЕШНИКОВ (01.02.1927-06.10.1998)

1942-43 - Московское художественное училище памяти 1905 года. Ведущий преподаватель А.Н.Чирков
1944-46 - МИПиДИ
1946 - арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и отправлен в лагерь на 8 лет. Там им была создана знаменитая "лагерная серия", ставшая одним из самых значительных памятников лагерного искусства.
1956 - реабилитирован.
1958 - член Союза художников. С этого времени участник выставок в России и (в основном) за рубежом. При жизни персональных выставок не было
1960-90 - иллюстратор произведений Гете, Гофмана, Андерсена, братьев Гримм и др.

Виктор Иванович КУЗНЕЦОВ-РЫКОВ (02.09.1925-20.12.1999)

1941-46 - Московское художественное училище памяти 1905 года. Ведущий преподаватель А.Н.Чирков
1946-51 - Строгановское училище
1957-90 - преподавание в изостудии
1960-90 - участник групповых художественных выставок в Москве
1990 - первая персональная выставка в ДК АЗЛК

Николай Николаевич ШМИДТ

родился 01.02.1920 г. в городе Самаре
1938-42 - Московское художественное училище памяти 1905 года. Ведущий преподаватель А.Н.Чирков и В.Н.Бакшеев
1942-45 - служба в армии
1945-50 - Московский институт декоративного и прикладного искусства
1950 - член Московского союза художников
1950-07 - участник групповых художественных выставок в России и за рубежом
2010 - первая персональная выставка, посвящённая 90-летнему юбилею
2010 - Почётный член Академии художеств РФ

Дмитрий Антонович ЧИРКОВ (03.12.1929 - 03.04.2003)

1945-49 - Московская средняя художественная школа
1950-57 - Таллиннский художественный институт
с 1955 - участник всесоюзных художественных выставок в Москве и Таллинне
1957-77 - ст.научный сотрудник НИИХП. Научные экспедиции на Кавказ, в Дагестан, из которых привозил большое количество живописных этюдов
1971 - выход в свет художественного альбома "Декоративное искусство Дагестана". Автор-составитель Д.А.Чирков
1977-87 - зав.отделом Советского Востока в Музее Востока
1988-98 - ст.научный сотрудник Музея-заповедника "Царицыно", организатор многочисленных выставок музея

Таким образом, настоящий проект позволит более полно осветить творческое содружество художников круга Чиркова как отдельное и вполне самостоятельное художественное явление.

Елена Чиркова

Спонсор проекта Наталия Опалева

Куратор проекта: Елена Юренева





РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ

АДРЕС ГАЛЕРЕИ



Россия, г. Москва, 121069, улица Малая Молчановка, дом 8, строение 2
Выставка открыта ежедневно с 12 до 19 часов, выходные: воскресенье и понедельник
Телефон: +7-495-691-91-15






< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРОЕКТОВ 2010 ГОДА