История

Проекты

Художники

Галерея

Контакты
ХУДОЖНИКИ / Лидия Мастеркова



Судьба художницы сложилась довольно необычно. Родилась Лидия Алексеевна в Москве в 1927 г., во Франции живет с 1975 г., почти добрую половину жизни. Но французским художником она не стала. В душе, в сердце Л. Мастеркова всегда оставалась русским человеком, ибо ее творческие корни тесно связаны с русской культурой. Поэтому мы не будем противопоставлять русский и французский периоды творчества или рассматривать жизненный и творческий путь художницы под знаком аутсайдерства, т.к. искусство Л. Мастерковой уже заняло определенную нишу в мировой художественной культуре и без него не может быть подлинной истории отечественной живописи.

Если учесть, что многие работы Л. Мастерковой, особенно поздние, практически неизвестны широкому зрителю, да и профессионалы тоже знают ее творчество, в основном, по произведениям 60-70-х годов, показ ее работ на «АРТ-МАНЕЖЕ» представляется настоящей сенсацией.

Галерея «Кино» в лице директоров-кураторов П. Лобачевской и Е. Юреневой как бы заново «открывает» искусство Лидии Мастерковой, демонстрируя лишь небольшую часть наследия автора.

Лидия Мастеркова - яркая, незаурядная личность, глубоко одаренная натура. С детства она страстно любила театр, музыку, поэзию, пела, брала уроки драматического искусства у самого К.Станиславского. Эти увлечения всецело поддерживали и разделяли ее родители, о которых художница хранит светлую память.

Интерес к занятиям живописью возник в сер. 40-х годов. В 1943 г. в Москве на Чудовке открылась художественная школа, и первым педагогом начинающей художницы стал Михаил Перуцкий, который входил в объединение «НОЖ» («Новое общество живописи») и много сделал для становления творческой личности Мастерковой. В 1946 г. открылось Московское городское художественное училище под руководством Нины Кофман, которое просуществовало недолго: в 1950 году оно было закрыто за «левый уклон».

Период ученичества и последующие годы были временем познания, обретения собственного лица. Особый импульс творчества получила она в атмосфере выставки 6 Всемирного фестиваля молодежи, устроенной в Москве летом 1957 г. Здесь открылась панорама невиданных до сего времени возможностей живописного выражения.

В те годы Мастеркова прошла искус самых разных увлечений - от Сезанна и новой французской живописи до Эль Греко, от Эль Греко - к абстрактной форме.. Даже сейчас, будучи опытным и зрелым мастером, художница откровенно, почти ученически, восхищается творениями великих мастеров прошлого - Рембрандта, Леонардо до Винчи. Но превыше всего почитает она искусство Дионисия, которое глубоко запало в душу и до сих пор сохраняет значение непревзойденного образца. «Важно, чтобы произведение захватывало своим исполнением, глубиной чувств, даже некоторой тайной, которая манит еще больше. Важно, чтобы в произведении жила душа художника», - таково одно из суждений автора об искусстве.

В конце 50-х годов Л. Мастеркова начала разрабатывать собственный нефигуративный стиль, создавать произведения в новой манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского «андеграунда» она последовательно работала с чистой абстракцией, была членом «лианозовской группы».

В Лианозово тогда стягивались подпольные художники и поэты, все те, кто хотел быть приобщен к миру «другого искусства». Вместе с Лидией Мастерковой туда входили Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов. В это время Мастеркова делает коллажи, применяя старые ткани, кружево, парчу, находя это в заброшенных храмах. Ей казалось, что эти вещи пропитаны мистикой веков.

В конце 60-х- н. 70-х годов Мастеркова сделала еще один шаг в сторону создания произведений с преобладанием четкого конструктивного начала. Она экспериментирует также с тканевыми коллажами, проявляя интерес к рельефному изображению, образуемому коллажной поверхностью. Это было время, когда творческая зрелость совпала со зрелостью теоретической. Художницу всегда отличала чистота и последовательность принципов, она не терпела никакой двойственности, компромиссов.

Л. Мастеркова любит работать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся такие как «Планеты» (1976 г.), «Триптихи» и многочисленные «Композиции», которые художница часто посвящает какому-то конкретному лицу. Серия «Метеориты» (1981-82 гг.), представляющая инсталляцию большого размера, во всю стену, состояла из 9 композиций, скомпонованных по 3, и производила очень сильное впечатление.

Художница часто прибегает к форме круга, будто решает задачи на равновесие и завершенность пластической формы. «Плоскость картины - это ограниченное пространство, в котором я выстраиваю свой мир», - говорит она. Выполненные на бумаге, эти изображения создают ощущение космичности, они загадочны и полны мистической силы. Порой кажется, что так могут выглядеть снимки неведомых планет, сделанные из далекого космоса. Характер рисунков в этих композициях очень своеобразен. Тушь по мокрому создает впечатление живой вибрирующей поверхности, обладающей почти осязаемым эффектом.

Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 г.. в доме искусствоведа И. Цирлина. Она была участницей нашумевших выставок - выставки 1967 г. в клубе на шоссе Энтузиастов, которая была закрыта через два часа после вернисажа и знаменитой «бульдозерной» выставки под открытым небом в лесопарке «Измайлово» в 1974 г.

В 1975 г., как уже было сказано, Мастеркова вместе с сыном уезжает в Париж. Она выбрала для себя путь личной независимости как непременное условие творчества. Желание отдать себя искусству без остатка, работать одержимо, увлеченно, самоотверженно стало смыслом всей ее жизни.

«Порой трудно разобраться, почему идешь таким путем и не иначе. Художник одинок в своих устремлениях. И часто он совершает подвиг, и никакие силы, кроме оков, не смогут остановить в нем этого устремления», - эти слова звучат как кредо всей жизни автора, а оно - в вечном служении Искусству

В настоящее время Лидия Алексеевна живет в живописной деревне Сан-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. В то же время она продолжает интенсивно работать, делая, в основном, графические серии в технике коллажа

Работы Лидии Мастерковой многократно эсконировались как в нашей стране, так и во многих странах мира - Италии, Франции, США, Германии, Польше, Австрии, Швейцарии. Они являются собственностью крупных отечественных и зарубежных музеев, галерей ,частных коллекций - Государственной Третьяковской галереи, Музея современного искусства (США),Zimmerli Art Museum (США ), коллекций Дины Верни, Нортона Доджа и др.




Все права защищены © Галерея КИНО, 1996-2015. При использовании материалов с сайта - ссылка на сайт обязательна.

И. Акимов

Д. Алексеев

А. Аносова

Т. Баданина

Ю. Безруков

А. Бирштейн

А. Бисти

Л. Борисов

В. Брайнин

А. Ваулин

А. Власов

Н. Гайдук

Т. Данильянц

Г. Доленджашвили

Л. Есакия

А. Есипов

М. Жерядина

А. Зверев

А. Казаченко

О. Кандауров

Т. Карамышева

А. Коваленкова

А. Колкутин

А. Косенков

А. Лохов

И. Лубенников

Г. Луцкая

С. Максютин

Л. Мастеркова

А. Овчинников

И. Орентлихерман

Н. ПОНИ

С. Пономарев

Л. Попенко

О. Резанова

Л. Ржевская

Е. Рожкова

М. Рябова

М. Светланов

П. Слуцкий

И. Суриков

А. Тагути

Л. Телегина

В. Титов

К. Уварова

И. Усманов

С. Устинов

К. Филиппова

К. Фоминых

А. Фонвизин

Н. Хлебцевич

Е. Ципулин

А. Черная

Т. Чернова

С. Чесноков

С. Шутов

В. Яковлев