История

Проекты

Художники

Галерея

Контакты
ХУДОЖНИКИ / Иван Суриков



«Если бы Иван Суриков не писал картины-иконы, его обитание на канарском острове Тенерифе осталось бы всего лишь деталью, пусть и забавной, его биографии. Но поскольку художник, взявший себе творческое имя Ваня, претендует на создание некоего пара-религиозного культа – культа святого Вани, его место жительства может рассматриваться как часть этого утопически-художественного проекта, современная интерпретация традиции отшельничества. Как в стародавние времена отшельники-монахи группировались вокруг какого-нибудь монастыря, так и наш герой попал в орбиту особой художественной «секты», дислоцирующейся в горах Тенерифе, и известной в миру как проект «Марипоса». Этот кусок земли, где в пейзаж вписаны произведения современных художников и где находятся их мастерские-«кельи», по своему устройству и замыслу и в самом деле отчасти напоминает монастырь. Во-первых, это закрытая для посторонних зевак и туристов территория – чтобы попасть туда, надо получить благословение «настоятелей» - основателей – четы немецких галеристов. Во-вторых, деятели искусства приезжают сюда не просто в творческую командировку, а за медитацией и просветлением на природе, вдали от цивилизации. И, в-третьих, производимые в Марипосе произведения искусства по определению должны обладать особым качеством – это не столько декоративная парковая скульптура или архитектура, но инструмент для достижения особых состояний духа, размышлений, созерцания и философствования.
Этим качеством обладают и произведения Ивана Сурикова, сделанные в Марипосе. Это, прежде всего Дом Тишины, что-то среднее между хижиной, кельей и часовней. Небольшой домик, покрытый бамбуковой крышей, предназначен для созерцания одной картины-образа – символа веры Ивана Сурикова. Арт-паломнику предлагается скамеечка особой конструкции из благородного дерева – благодаря которой зритель, даже сидя преклоняет колени и застывает в близкой к молитвенной позе – в чем можно увидеть контаминацию разных религиозных традиций почитания святынь, и одновременно доведенную до чистоты символа светскую традицию «показов» в мастерской художника, уже давно превратившуюся в особый ритуал. Точно так и сама картина-икона в Доме Тишины сочетает в себе разные изобразительные традиции – на первом месте тут конечно, канон православной иконы, но есть и элементы из индуизма, буддизма и даже ислама. И это объяснимо – ведь культ, придуманный Иваном Суриковым, посвящен Художнику мира. Своего святого Иван Суриков изображает вместе с Христом и Лениным, но ставит его выше, что, очевидно, может служить метафорой популярной идеи, что искусство выше и религии и политики. У нового святого есть и свой особый знак – как рядом с Георгием Победоносцем всегда изображается дракон, так и святой Ваня несет свой крест – золотую кисть. Этот символ творчества присутствует во всех работах Ивана Сурикова, оборачиваясь то куполом-маковкой православной церкви, то мощным минаретом, то золотой мандалой, то нимбом, то свечкой, то купелью. А в сочетании с полумесяцем – еще один знаковый для художника элемент - она и образует крест. Кисть и полумесяц можно увидеть в орнаментах, которыми художник расписал стены ограды в Марипосе, но в этом случае они складываются в новый мотив – ладья и небесный свод. В этот условный пейзаж вписано житие святого Вани, путешествующего в своей ладье и осененного кистью-куполом. Художник мира отмечен и особым стигматом – всевидящим оком на подошве ноги, что также можно расценивать как знак вечного странничества. Художнический крест-кисть помещен и в центр своеобразного алтаря, созданного Иваном Суриковым в Марипосе. Восьмиугольная площадка, выложенная мрамором, контрастирует с природной каменистой почвой острова и обозначает особое сакральное место. Здесь осуществляется еще одна метафора – приношение жертвы на алтарь искусства. Впрочем, автор в этом смысле не кровожаден – по его мысли, на этой площади можно и просто танцевать под открытым небом. Любопытно, что это единственное столь монументальное произведение на территории Марипосы, похожее на раскопанный археологами фрагмент площади древнего города с загадочной мозаикой. И единственное, напоминающее о первоначальном замысле немецких меценатов – выстроить на Тенерифе целый город художников, замысел, отсылающий к легенде об исчезнувшей Атлантиде. В русской национальной мифологии аналог Атлантиды – исчезнувший под водами град Китеж, но в современной России никто не делает попыток создать нечто подобное «Марипосе»…. Проект пара-религиозного культа святого художника органичнее смотрится в интернациональном контексте, более лояльном к такого рода идеям. Хотя конечно, этот проект имеет укорененную в русской почве культурную генеалогию. Тут и русские сказки с главным героем – блаженным Иваном-дурачком, и отрок Варфоломей со знаменитой картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», и амбиции русского авангарда, мыслившего творческие преобразования в мировом масштабе – тут уместно вспомнить о поэте Велимире Хлебникове, объявившем себя Председателем Земного шара, и о массе художников революционной эпохи, пытавшихся найти синтез коммунистической и христианской идеологии. Так, например, впервые Ленина с нимбом изобразил художник Клемент Редько в картине начала 20-х годов «Восстание», хранящейся в Третьяковской галерее. В СССР, стране победившего атеизма, поиски нового сакрального художественного языка велись в неофициальном искусстве, в качестве примера можно привести отсылающие к иконам композиции 1960-х-1970-х годов художника-мистика Михаила Шварцмана, названные автором «Иературами». Героем собственного культа сделал себя и художник-примитивист Леонид Пурыгин, изображавший свое житие в картинах, повторяющих формы икон-складней, и подписывавший свои работы «Леня Пурыгин гениальный из Нары». Обожествление автора, и превращение его в персонажа собственных произведений – одна из любимых игр искусства 80-х – этой теме была посвящена большая выставка в Центральном доме художника в Москве в 1994 году - «Художник вместо произведения», где в частности фигурировали и работы группы «Чемпионы мира», принадлежащей к тому же поколению, что и Художник мира Ваня. Но если «Чемпионы» подавали себя как былинных героев, или спортивную команду, совершающую некие масштабные подвиги, то Художник Мира – это по большей части созерцатель и философ. Сочетание в творчестве Ивана Сурикова одновременно и утопического, и игрового начала, его синтез национальной мифологии с интернациональным к ней отношением и обеспечивает ему особое место в географии современного искусства».
из статьи Милены ОРЛОВОЙ к каталогу выставки Ивана Сурикова
"Ваня – посредник между культурами" 30.08.2008 – 11.10.2008
Музей Икон Франкфурт на Майне
ИВАН СУРИКОВ (ВАНЯ - ХУДОЖНИК МИРА)

ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1995 Galerie Hans-Jurgen Muller, Stuttgart
1996 Galerie F&M Schwarz, Koln
1999 Galerie Sebastianskapelle, Ulm
2000 Hospitalhof, Stuttgart
2004 Galerie Lee Colins, S.C. de Tenerife
2008 Ikonen-Museum, Frankfurt am Main



ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЕ «КИНО»


  11 - 24 сентября 2009 года
Иван СУРИКОВ - «ГЕРБ МИРА & MARIPOSA»






ГАЛЕРЕЯ



checked


checked


checked


checked
 


checked


Искус, 1995, см.т., 80х80



Все права защищены © Галерея КИНО, 1996-2017. При использовании материалов с сайта - ссылка на сайт обязательна.

Дурень (А. Петров)

И. Акимов

Д. Алексеев

А. Аносова

Т. Баданина

Ю. Безруков

А. Бирштейн

А. Бисти

Б. Бланк

А. Бобрусов

Л. Борисов

В. Брайнин

А. Ваулин

А. Власов

Н. Гайдук

Т. Данильянц

Г. Доленджашвили

Л. Есакия

А. Есипов

М. Жерядина

А. Зверев

А. Казаченко

О. Кандауров

Т. Карамышева

А. Коваленкова

А. Колкутин

А. Косенков

А. Лохов

И. Лубенников

Г. Луцкая

С. Максютин

Л. Мастеркова

А. Овчинников

И. Орентлихерман

Н. ПОНИ

С. Пономарев

Л. Попенко

О. Резанова

Л. Ржевская

Е. Рожкова

М. Рябова

М. Светланов

П. Слуцкий

И. Суриков

А. Тагути

Л. Телегина

В. Титов

К. Уварова

И. Усманов

С. Устинов

К. Филиппова

К. Фоминых

А. Фонвизин

Н. Хлебцевич

Е. Ципулин

А. Черная

Т. Чернова

С. Чесноков

С. Шутов

В. Яковлев