История

Проекты

Художники

Галерея

Контакты
ХУДОЖНИКИ / Екатерина Рожкова



Живопись, графика.

Графическая серия Екатерины Рожковой «Тарелки» занимает особое место в ряду искусства, ориентированного на традиционные эстетические ценности и пластическую репрезентацию. Но при всей ясности работ в них не найти стилистических адресов: в них нет никакого «фотореализма», хотя и прорисовано все очень достоверно. Масштабный формат станкового произведения, техническое роскошество классического рисунка — будто рисунок камерный возведен в степень — все это порождает необычный эффект, при котором противоположности прискучившей техники кажутся снятыми. Само понятие «графики» в применении к этим работам не вполне адекватно — в них откликается та монохромная живописность, что была столь искома и ценима художниками символической ориентации на предыдущем рубеже веков. Мерцание поверхностей работ, созданное при помощи фактурного грунта, процарапывание еще более размывают рамки понятия. В итоге правомерно говорить о художнике как о «писавшем живое», а о работах — как о мистических организмах, возникающих на границе привычного, обыденного, и — за счет этого — касающихся сферы незримого, невидимого.

Структуру серии определяет рисунок, понимаемый Рожковой не как одна из возможных техник, но как принцип; мы имеем дело даже не с отстаиванием его права на самодостаточность, но по сути с восстановлением идеи рисунка. Это в первую очередь следует из глубоко осознанной художником любви к самому процессу. В бесконечном и, казалось бы, неконтролируемом кружении линии вспоминается парадоксальное поллоковское «когда я в картине, я точно знаю, что делаю». Экстатический запал, восходящий не то к шаманскому, не то к хлыстовскому кружению-обретению, сведен в итоге к гармонии. И сколь безупречен результат: ведь с тем, как линия заключилась в круг, человечество получило совершенный образ, описывающий идеальную структуру мироздания, принципы циклического вращения и — как цели, как устремления — вечного возвращения к истоку. Здесь мы становимся не только зрителями произведения искусства, но в то же время свидетелями преосуществления — реального делания, своеобразной молитвы посредством рисования. Это впечатление призван усилить пронзительно белый фон работ, на котором неугасимо гаснут священные солнца тарелок — нетленной тенью, явленным отблеском умозрительной, умалчиваемой настоящей красоты, напоминая нам о хайдеггерианской «непотаенности» вещи, ее истинных качествах.

Сами тарелки — конечно же, не функциональны в земном, горизонтальном измерении. Это сакральные предметы буддистского культа, как раз служащие для вращения с целью извлечения настраивающего на медитативное самоуглубление звука. Их сфероидные формы впрямую сопрягаются со «сферами небесными», отстраняя наше сознание от ловушки причинно-следственной дурной бесконечности повседневности и настраивая на постижение сущностного. А большой, уподобленный реальным жертвенным тарелкам размер работ позволяет говорить о метафорической замене храмового образа в профанном пространстве.

Каждое из изображений балансирует на грани предельной конкретности (хотя при этом рисунки не имеют ничего общего с натурным копированием) и подлинной абстракции. Художницей найдено то редкое «недвойственное» состояние между предметом и его идеей, которое в данном случае можно было бы назвать «эффектом тарелки». О чем нельзя сказать, что это лишь изображение, или символ, или мандала, — но можно констатировать наиболее благодатное состояние неопределенности, говорящее… О свернутом до вещи космосе, что убеждает нас собственной целостностью в уловлении постоянно ускользающего образа монады — неделимой частицы мира; о максимально простом, что и становится всеобъемлющим.

Визуальное пространство работ Екатерины Рожковой творится, не ограниченное пределами европейского сознания. Художница — в полном смысле слова человек мира — впитала в свое искусство величайшие художественные и духовные традиции человечества, и, оставив позади этапы стилизации, вышла в пространство универсалий, за которым стоит нечто большее, чем конкретный артистический опыт — за ним открывается глубинный опыт личного переживания, погружения в интегральную Традицию. А вместе с тем и вернейшее качество сознания национального, еще Достоевским охарактеризованное как всеприятие.

Проект «Тарелки», Сергей Попов
каталог выставки «Арт Лондон», 2003



ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЕ «КИНО»


  6 - 15 декабря 2006 года
Екатерина РОЖКОВА - «BLOW UP»




  15 - 19 декабря 2006 года
Владимир БРАЙНИН, Андрей КОЛКУТИН, Андрей БИСТИ, Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, Анастасия КОВАЛЕНКОВА, Екатерина РОЖКОВА, Сергей ШУТОВ, Алёна АНОСОВА - АРТ-МАНЕЖ 2006






ГАЛЕРЕЯ



Девять чашек,
1998, х., м., 71х71


Натюрморт с синей тряпкой, 2006, см.т.,51х68


Пейзаж с архитектурой, 2006, см.т., 80х80



Все права защищены © Галерея КИНО, 1996-2017. При использовании материалов с сайта - ссылка на сайт обязательна.

Дурень (А. Петров)

И. Акимов

Д. Алексеев

А. Аносова

Т. Баданина

Ю. Безруков

А. Бирштейн

А. Бисти

Б. Бланк

А. Бобрусов

Л. Борисов

В. Брайнин

А. Ваулин

А. Власов

Н. Гайдук

Т. Данильянц

Г. Доленджашвили

Л. Есакия

А. Есипов

М. Жерядина

А. Зверев

А. Казаченко

О. Кандауров

Т. Карамышева

А. Коваленкова

А. Колкутин

А. Косенков

А. Лохов

И. Лубенников

Г. Луцкая

С. Максютин

Л. Мастеркова

А. Овчинников

И. Орентлихерман

Н. ПОНИ

С. Пономарев

Л. Попенко

О. Резанова

Л. Ржевская

Е. Рожкова

М. Рябова

М. Светланов

П. Слуцкий

И. Суриков

А. Тагути

Л. Телегина

В. Титов

К. Уварова

И. Усманов

С. Устинов

К. Филиппова

К. Фоминых

А. Фонвизин

Н. Хлебцевич

Е. Ципулин

А. Черная

Т. Чернова

С. Чесноков

С. Шутов

В. Яковлев