История

Проекты

Художники

Галерея

Контакты
13 - 22 февраля 2013 года



живопись



Вернисаж для прессы и гостей 12 февраля (вторник) в 18.00


НАТАША ТУРКИЯ. МОНОЛОГ И ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ.

Искусство нонконформистов — искусство индивидуальностей. В отношении Наталии Туркия - это верно вдвойне. Ее искусство неотделимо от ее личности, а личность от облика. И дело не в автопортретах, в которые превращаются многие ее персонажи, а в естественности и в неповторимой внутренней цельности автора, его жизни.
Передо мной фотографии 1970-х.: выражение, лицо, облик — где сейчас найти такие лица, такие глаза? Вдумчивость и глубина, в сочетании со свободой, которая переходит даже на внешность, стиль. На фотографиях друзья Наташи Туркия - и тоже удивительные лица. Вспоминаются битники, хиппи, проза Джека Керуака, стихи Аллена Гинзберга. Эпатирующая свобода! И когда! В самый разгар брежневского застоя! И не в Москве, где еще сохранялись определенные «вольности», а в сверхконтролируемом властями Киеве, где чем-либо отличаться от других было занятием весьма опасным.
Первые квартирные выставки в СССР устраиваются с начала 50-х годов - во Львове у Маргит и Романа Сельских, затем, с конца 50-х - в Москве в квартире Аиды Хмелевой, в Одессе — в мастерской Олега Соколова.
Долго не удавалось установить, когда и где состоялась первая киевская квартирная выставка. Сейчас уже известно - она была устроена у Наталии Туркия в 1964 году в доме на Смородиновском спуске. Толпы зрителей, на стенах графика Анатолия Превыша и большой рисунок прямо на штукатурке, который привлекает всеобщее внимание: девушка с огромными глазами обхватившая руками колени — автопортрет Наталии Туркия. Впоследствии, уже перед сносом дома, друзья выпилили этот кусок стены с рисунком и подарили автору. К слову, одним из щедро проявившихся талантов Натальи является ее умение дружить и годами сохранять дружбу. Это редкое сейчас искусство дружбы встречалось среди нонконформистов - у Зои Лерман, Юрия Чарышникова, у Ирины Макаровой-Вышеславской, у Генриэтты Левицкой…
В отличие от неофициальных художников во Львове, Одессе, Москве и Ленинграде - нонконформисты в Киеве были раздроблены на несколько групп, которые иногда даже не догадывались о существовании друг друга. Только сравнительно недавно появились сведения о выставке в 1965 году группы «Нью Бенд», о группе «Киевских анахоретов», о деятельности «Клуба творческой молодежи», о творчестве многих других преследуемых властями авторов. Сообщество друзей, сложившееся вокруг Наталии Туркия было наиболее многочисленным. В него входили и писатели. Собрания сопровождались чтением неизданных произведений. Владимир Алейников вспоминает: «в Киеве нам (участникам московского литературно-художественного движения 1960-х годов «СМОГ» - Г.В.) всегда были рады Марк Бирбраер, Эдуард Рубин, чета О. и З. Пушкарёвых, утонченные знатоки искусства, художники Наталия Туркия, Аким Левич, поэт и философ Георгий Фенерли, прозаик Леонид Коныхов, литературовед Александр Парнис» (Алейников В., “Смелость, мысль, образ, глубина//Другое искусство”, М., 1991, т.1, ст. 282). В отличие от Москвы, где квартирные выставки часто сопровождались продажей произведений работникам иностранных посольств, киевские собрания отличались бессеребреничеством, чистым «служением искусству». К тому же рискованным служением! Некоторые художники лишились работы, были исключены из Союза художников. Известны случаи преследований, арестов, заключения в лагеря.
В 1968 году Наталия Туркия закончила Художественное училище при Киево-Печерской Лавре, в 1969 - 1972 годах работала художником в Киевском Художественном фонде. Примитивизм ее стиля – при совершенном владении профессией - словно сожженный мост между искусством официальным и личностным. Между сделанной по всем правилам неправдой и субъективной искренностью, которая не требует соблюдения классических пропорций. Вспоминаются в этой связи потрясшие весь мир своей “неправильностью” произведения Руссо, Пиросмани, Чонтвари, Генералича, Никифора.
Начало жизни и творческого пути Наташи Туркия связаны с очень своеобразным, отдаленным от центра районом Киева, названным в древности Куренёвка. Похоже, его уютное своеобразие и некая добрая сказочность повлияли на колорит и композиционное построение многих картин художницы. Там, как писал Гелий Аронов:

«дома позволяют себе всякие вольности:
стоят развалившись,
расползаются в стороны,
прячутся во дворах.
И совсем не рвутся в завтра»...

Не только сказочные персонажи картин Наташи автобиографичны и «автопортретны». Пейзажи, деревья, да и сам колорит живописи у настоящего художника всегда являются, как утверждали еще сюрреалисты, портретом внутреннего авторского космоса. Это подтверждает и то, что многие персонажи переходят из картины в картину, живут своей жизнью в том идеально-сказочном пространстве-времени которое являет художница. И тот второй мир, который мы можем видеть на полотнах Наташи, связан радостными нитями-деталями с первым, в котором мы находимся: дома фантастических городов вырастают прямо за нашими окнами, а птица неожиданно обретает облик автора.
Наташа Туркия участвовала во многих выставках - персональных и коллективных, которые проходили в городах разных стран. Она не только участник, но и активный инициатор художественной жизни, создатель успешной галереи в Коктебеле, регулярных выставок с ностальгическим названием «Подзаборные». Ее искусство давно пережило эпоху тоталитарных запретов. Но что удивительно: несмотря на колоссальные изменения в обществе, в государственном строе и общественных ценностях - в личной жизни, да и в самом способе существования художница остается верной своему внутреннему творческому монологу. Своей цельности и сути своего творчества. Суть эту, мне кажется, можно сформулировать так: воплощение доброй мечты. Мечты в сочетании с естественностью и искренностью, о чем уже упоминалось в начале этого текста. И, если мое предположение верно, становится понятной символика автопортретов-птиц - птиц как символов возможностей ничем не сдерживаемой мечты. И особенно птицы со множеством крыльев - сила мечты и ее интенсивность выражена в шести крылах — это полёт серафима!
Глеб Вышеславский


Наташа ТУРКИЯ

1944
- родилась в Киеве.
1968 - закончила Художественное училище при Киево-Печерской Лавре.
1969-1972 - работала художником в Киевском Художественном фонде.

Основные выставки

1964
– самая первая художественная квартирная выставка в Киеве проходит в квартире Наташи Туркия на Смородиновском спуске: выставлена графика Анатолия Превыша и рисунок Наташи углем на штукатурке.
1970-1975 - персональные квартирные выставки в Киеве.
1972 - персональная квартирная выставка в Москве (квартира - подпольная галерея - Ники Щербаковой).
1980-е – 1990-е - член Горкома графиков (Москва), постоянный участник выставок Горкома на Малой Грузинской ул., 28.
1992, июль - участие в выставке 23-х московских художников “ТРАНСИСКУССТВО” (TRANSKUNST), организованной Харольдом Вольфартом в Роттенбурге-на-Таубере (Германия).
2009 - персональная выставка в Музее Грина (Феодосия, Крым).
2010-2012 - один из организаторов и постоянный участник “Подзаборных” выставок в Коктебеле (Крым), которые проводятся дважды в год – в мае и сентябре – силами объединения коктебельских художников “ПОДЗАБОРНИКИ”.

Работы находятся в частных коллекциях в России, Украине, США, Израиле, Франции.
Постоянная экспозиция - в художественной галерее “Крафт-лавка ТУРКИЯ” (Коктебель).

Куратор выставки: Елена Юренева

Аккредитация, дополнительная информация и иллюстрации на сайте галереи:
Сайт галереи: www.gallerykino.ru
тел/ф.: (495) 691 9115
e-mail: gallerykino@gallerykino.ru
Адрес: Большой Ржевский пер., д. 8 (вход с ул. М. Молчановка)
Выставка открыта ежедневно с 12 до 19 часов, выходные понедельник и вторник




НЕСКОЛЬКО РАБОТ С ВЫСТАВКИ




Ветер. 2007, х.,м., 70,5x50,5


Заяц варит зиму. 1985, х.,м., 20x30


К цветам. 2011, х.,м., 60x40


Покровительница птиц. 2011, х.,м., 96,5x36,5см
 


Зимние цветы. 2011, х.,м., 80,5x40,5


Нестрашный зверь. 2010, х.,м., 50,5x100


Зимний день. 2008, х.,м., 40x50,5


Отношение. 2010, х.,м., 60,5x60,5







< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРОЕКТОВ 2013 ГОДА

Все права защищены © Галерея КИНО, 1996-2017. При использовании материалов с сайта - ссылка на сайт обязательна.

Дурень (А. Петров)

И. Акимов

Д. Алексеев

А. Аносова

Т. Баданина

Ю. Безруков

А. Бирштейн

А. Бисти

Б. Бланк

А. Бобрусов

Л. Борисов

В. Брайнин

А. Ваулин

А. Власов

Н. Гайдук

Т. Данильянц

Г. Доленджашвили

Л. Есакия

А. Есипов

М. Жерядина

А. Зверев

А. Казаченко

О. Кандауров

Т. Карамышева

А. Коваленкова

А. Колкутин

А. Косенков

А. Лохов

И. Лубенников

Г. Луцкая

С. Максютин

Л. Мастеркова

А. Овчинников

И. Орентлихерман

Н. ПОНИ

С. Пономарев

Л. Попенко

О. Резанова

Л. Ржевская

Е. Рожкова

М. Рябова

М. Светланов

П. Слуцкий

И. Суриков

А. Тагути

Л. Телегина

В. Титов

К. Уварова

И. Усманов

С. Устинов

К. Филиппова

К. Фоминых

А. Фонвизин

Н. Хлебцевич

Е. Ципулин

А. Черная

Т. Чернова

С. Чесноков

С. Шутов

В. Яковлев