Gallery KinoGallery KINO Logotype
17 - 26 октября 2007 года

ШКОЛА СТЕРЛИГОВА


живопись/графика



Вернисаж для гостей и прессы –16 октября (вт.) в 18.00

Новая экспозиция работ художников, входящих в так называемую «школу Стерлигова» - первый опыт совместной работы московской галереи Кино и питерской галереи МицАрт.

Начало совместной деятельности было положено во время выставки – ярмарки графического искусства «ХУД-ГРАФ», проходившей в марте 2007 года в Москве в МГВЗ Новый Манеж. Тогда работы стерлиговцев были впервые представлены москвичам по инициативе Валентины Милюковой
- петербургского коллекционера, мецената и галериста.

Художники школы Стерлигова многими искусствоведами и критиками характеризуются как «наследники по прямой русского авангарда». Все мастера - ученики и последователи Владимира СТЕРЛИГОВА (1904-1973), яркого представителя русского авангарда, ученика Казимира Малевича.

«Я из 20-х годов. Я ученик Малевича», - так Владимир Стерлигов обозначил свою творческую позицию. Однако собственная пластическая концепция Стерлигова развивалась скорее в противопоставлении учению Малевича. Прямой линии Малевича Стерлигов противопоставил кривую, квадрату - купол и чашу, разуму – чувства, логике - тайну, бунту – смирение, богоборчеству - богоискательство. «Я учился у Малевича и после квадрата поставил чашу. Как идея – это открытая чаша. Это кривая мира, они никогда не кончится….. Прямая разделяет, кривая - связывает… Кривая совпадает с природой». Таким образом, Стерлигов, соединив «дисциплину» кубизма и супрематизма с предложенным Матюшиным опытом «расширенного смотрения», стал создателем собственной «чашно-купольной» пространственной системы. В начале шестидесятых годов и вплоть до смерти в 1973 году, вокруг Стерлигова сложилась группа художников, развивавших его творческие принципы.

Стерлиговцы в своем творчестве существенно отошли от позиций Малевича, во многом переработав и опыт своего непосредственного учителя. И, несмотря на то, что их творчество отмечено чертами некой «родовой общности», все они сложившиеся и самостоятельные мастера.
В настоящей экспозиции представлены работы тех стерлиговцев, которые уже показывали свои произведения в Манеже, а также работы тех, с кем москвичи познакомятся впервые.

Творчество Татьяны ГЛЕБОВОЙ представлено пейзажами, выполненными в техниках пастели и гуаши, которыми она владеет виртуозно.

Геннадий ЗУБКОВ после смерти Стерлигова взял на себя основные идеологические и организационные функции. Именно по его инициативе в 80-е годы группа продолжает свою деятельность, организует выставки, обсуждения, проводит совместные семинары. Творческие идеи Г. Зубкова воплощаются в самостоятельных живописных проектах, таких как « Импрессионизм сегодня», «Импрессионистический кубизм», «Цвет в супрематизме», «Форма делает форму» и др. В экспозиции будут представлены живописные полотна 1980- -90-х гг.

Александр БАТУРИН представлен серией пастельных пейзажей Крыма, Кавказа и северной столицы.

Елизавета АЛЕКСАНДРОВА в своем творчестве сохраняет приверженность художественным принципам своего учителя. Не случайно одна из ее работ - «День» написана по поводу рисунка В. В. Стерлигова.

В живописных полотнах Алексея ГОСТИНЦЕВА воссоздается поэтическая живописная среда, вбирающая в себя тончайшие разработки белого цвета.

Валентина СОЛОВЬЕВА, пожалуй, более других опирается на чувственный опыт восприятия природы. Тонкий хрупкий прозрачный мир ее работ ассоциируется с поисками утраченного рая, обрести который в реальности кажется невозможным.

Михаил ЦЭРУШ в основном разрабатывает «цветовые уроки» Стерлигова. «Главное – изображение пространства цветом». В 1999 году Цэруш создает серию диптихов с изображением лаконичных и однотипных фигур, которые он называет «знаками».

Лариса АСТРЕЙН присоединилась к группе позднее, уже в 80-е годы. Заметен интерес Астрейн к цветооптическим задачам. Ее работы представляют собой некую единую цветовоздушную среду, в которой растворяются формообразующие элементы.

Интересны работы с бумагой Светланы ЦВИРКУНОВОЙ. Бумага для нее самостоятельный и выразительный материал, имеющий толщину, вес, структуру и цвет, которые она использует в своих точных и напряженных композициях.

Кроме работ художников школы Стерлигова в экспозиции будут представлены три работы самого Владимира СТЕРЛИГОВА 1950-60-х гг.

Несмотря на уже существующую искусствоведческую литературу о феномене школы Стерлигова новая совместная выставка галереи КИНО и галереи МицАрт несомненно послужит поводом для более глубокого ознакомления с творчеством петербургских художников и внесет дополнительные уточнения в понимание их художественных задач и пластических решений. Во многом этому будет способствовать и параллельная выставка «Современное искусство художников неформальных школ и объединений Санкт-Петербурга. 21 век», которая состоится с 12 по 30 октября 2007 в ГВЗ «Беляево» (организатор Музей Нонконформистского искусства, СПб).

Кураторы проекта: Елена Юренева, Валентина Милюкова.





РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ

АДРЕС ГАЛЕРЕИ



Россия, г. Москва, 121069, улица Малая Молчановка, дом 8, строение 2
Выставка открыта ежедневно с 12 до 19 часов, выходные: воскресенье и понедельник
Телефон: +7-495-691-91-15






< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРОЕКТОВ 2007 ГОДА